Бахытжан Караманов: Процессуальные основы модернизированы

Среди десяти задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», девятая задача посвящена обеспечению верховенства закона. Особо следует отметить, что это направление деятельности государства находится под постоянным и неусыпным контролем Главы государства Нурсултана Назарбаева. «Осуществляются институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем, – отмечает Президент страны уже свершенные процессы. – В законодательство внесены нормы, предусматривающие усиление защиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности, расширены права адвокатов, а также судебного контроля на досудебной стадии».

О том, как будет выполняться задача, обозначенная в очередном Послании Главы государства, наш корреспондент беседует с председателем судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда Бахытжаном Карамановым.
– Совершенно очевидно, что назрела необходимость реформирования судебной системы в целом. И об этом не только говорит, но ставит задачи Президент страны Нурсултан Назарбаев. Недавно вступивший в должность Верховного судьи Казахстана Жакып Асанов конкретизирует президентскую стратегию, обозначает конкретные шаги, которые предстоит сделать судейскому корпусу. 

– Начну с того, что буквально накануне обращения Елбасы к народу Казахстана был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности». В судах всех уровней открывается поле деятельности по укреплению позиций, имеющих задачу защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом. Сегодня, основываясь на стратегии Президента страны Нурсултана Назарбаева, мы вновь подвергаем тщательному анализу нормы уголовного законодательства и правоприменительную практику – они должны соответствовать международным стандартам в сфере уголовного правосудия и повышать уровень защиты граждан в уголовном процессе.

– Я попрошу вас ознакомить наших читателей с конкретными нововведениями в законе. И особенно в той его части, которая называется «задержание». Именно эта мера, и в этом нет секрета, воспринимается обществом как одно из самых сильных средств давления на подозреваемого с целью получения от него признательных показаний.

– Законом предусмотрено сокращение срока задержания лица за совершение преступления без санкции суда с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних – до 24 часов.

В исключительных случаях допускается задержание без санкции суда до 72 часов:
1) при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления; 
2) при задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления;
3) при задержании по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков;
4) при задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы;
5) при задержании по подозрению в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека;
6) при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. 

Указанный перечень исключительных обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Другой важной новеллой модернизации уголовного процесса предусмотрены поправки в УПК, позволяющие вести уголовное судопроизводство в электронном формате. Такое новшество направлено на упрощение и повышение качества уголовного процесса. Следует отметить, что в целях соблюдения прав граждан законодательно сохраняется возможность ведения уголовного производства на бумажном носителе. 

Кроме того, предусмотрено дальнейшее расширение судебного контроля в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия. 

От прокуратуры судам переданы санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях, в том числе переданы функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.

Особо следует отметить наличие в законе нормы, устанавливающей, (независимо от результатов расследования) обязательность уведомления лица о проведенных в отношении него органом досудебного расследования негласных следственных действий и право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, в течение 15 дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового).

Процесс гуманизации современного процессуального законодательства стоит на пути сокращения самой строгой меры пресечения – содержания под стражей. Для повышения уровня защиты прав граждан расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, – в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности. В законе предусмотрено введение части 3 в статью 136 УПК для правового регулирования данного вопроса. 

– Мне известны случаи, когда органы расследования заводят дело по одному факту, но, не найдя доказательств, начинают против этого человека искать другие зацепки, чтобы не отвечать за незаконное задержание либо арест. Что-то предпринято против этой порочной практики?

– Такая практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события, отныне полностью исключена. Доказывание может производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование, в порядке, предусмотренном главой 23 УПК. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в едином реестре досудебного расследования как новое правонарушение и только после этого может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее. 

– Что закон говорит о практике адвокатов? 

– Перечень их полномочий значительно расширен. Теперь они наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий (кроме негласных следственных действий); сокращен до двух суток срок предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного; определен механизм приобщения опроса, проведенного адвокатом, к материалам дела и приобретения им статуса доказательства после исследования органом, ведущим уголовный процесс; по окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу. И здесь попрошу взять на заметку, что непредставление в полном объеме имеющихся на тот момент доказательств и иных материалов влечет признание их недопустимыми в качестве доказательств в суде. 

Эти и другие поправки – все не перечислить на страницах газеты – предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.

– В новом законе встречается термин «приказное производство». Раскройте его суть.

– Одним из направлений реформы является упрощение производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям путем введения приказного производства, призванного способствовать искоренению практики необоснованной заволокиченности уголовного судопроизводства.

Приказное производство предлагается применять при наличии четырех оснований, когда:
1) собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо; 
2) подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба (вреда); 
3) санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф; 
4) подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.
Важно запомнить, что приказное производство не будет применяться в отношении:
1) лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством;
2) несовершеннолетних или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту;
3) лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования;
4) лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.
При совокупности уголовных правонарушений, не предусматривающей назначение окончательного наказания в виде штрафа, также при совокупности приговоров, требующей применения правил статьи 60 Уголовного кодекса Республики Казахстан (назначение наказания по совокупности приговоров), порядок приказного производства не применяется.

Дело подлежит завершению с направлением в суд в течение пяти суток, рассмотрению в суде – в течение трех суток без проведения судебного заседания, то есть без вызова участников процесса. Уголовное производство по таким делам, при поддержке этих норм законодателем, займет не более восьми суток. 

Таким образом, форма приказного производства позволяет в максимально короткие сроки завершать и направлять в суд уголовные дела по несложным уголовным правонарушениям, что ускорит восстановление нарушенных прав. 

– Какие новшества ждут граждан в поле досудебного расследования? 

– Сегодня в рамках досудебного производства расследуется практически каждое зарегистрированное заявление, включая гражданские споры, сообщения об утере имущества и так далее. Для этого достаточно регистрации заявления в ЕРДР. В итоге – необоснованное вовлечение значительного числа граждан в орбиту уголовного процесса и ограничение их прав. Отныне не подлежат регистрации в ЕРДР заявления, сообщения об уголовном правонарушении или рапорт об уголовном правонарушении, в которых: отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения; о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными. Эти требования предлагается не распространять на случаи подачи коллективных, многочисленных заявлений о недобросовестном исполнении договорных обязательств.

Таковы вкратце новшества, привнесенные новым законом.

 

Бахытжан Караманов,

председатель судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда 

Василий ШУПЕЙКИН, vecher.kz

0     
0